среда, 8 декабря 2010 г.

Аккумулятор

Аккумулятор (accumulator – собиратель, от accumulo – собираю, накопляю) – устройство для накопления энергии с целью её последующего использования, энергоноситель. Автомобильный аккумулятор выполняет три функции: во-первых, он запускает двигатель, во-вторых, питает некоторые электрические устройства, например, сигнализацию, когда двигатель не работает. И, наконец, он «помогает» генератору, когда тот не справляется с нагрузкой. 

Все аккумуляторы похожи друг на друга как родные братья: большая банка с кислотой, из которой торчат два свинцовых токовода. Принцип действия всех современных аккумуляторов одинаков. Он не изменился за последние 150 лет с того момента, как впервые в 1860 году Гастон Планте подарил Французской Академии наук первую аккумуляторную батарею. Её активная площадь занимала 10 квадратных метров, и такой аккумулятор требовал для подзарядки месяцы, а то и годы.

Работает АКБ по принципу превращения электрической энергии в химическую (при заряде) и обратном превращении – химической энергии в электрическую (при разряде). 

В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца белого цвета. При этом плотность электролита снижется к концу разряда до 1,08—1,10 г/см. (электролит – водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/см, который, как и активная масса электродов, принимает участие в токообразующем процессе).

Стандартный автомобильный аккумулятор состоит из шести 2-вольтовых элементов, что даёт на выходе 12 вольт. Каждый элемент состоит из свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в сернокислотный электролит.

Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с сернокислотным электролитом, вырабатывая электрический ток. На пластинах при этом осаждается сульфат свинца, и электролит, соответственно, истощается. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается.  

Основные технические параметры при выборе аккумулятора:

  • ёмкость (измеряется в ампер-часах);

  • полярность (прямая и обратная (левая и правая), что обозначается соответствующими значками на корпусе: «+» и «–». Определить полярность можно по внешней стороне (с наклейкой). Если на ней «–», – значит, полярность обратная, если «+» – прямая);

  • габариты (Д х Ш х В). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий